...С 1970 года фирма «Рокуэлл» стала разрабатывать четырехмоторную стреловидную
машину Б-1, способную летать на дальность в 12.560 километров, с максимальной
скоростью в 1,2 маха, с нагрузкой в 24 тонны. В 1974-м он впервые поднялся в
небо.
Самолет получался дорогим — в 200 миллионов долларов за штуку. Вместо
первоначально планировавшихся 12 миллионов! Это в 1977 году повергло тогдашнего
президента Джимми Картера в такой ужас, что он решил отказаться от производства
Б-1, заменив его более дешевым ФБ-111. Но потом пришел Рейган, и в октябре 1981
года фирма «Рокуэлл» пообещала сделать новую модификацию Б-1 Б с использованием
технологии «Стелс», уменьшив заметность самолета для радаров в 10 раз.
Не дожидаясь конца испытаний Б-1 Б, правительство Рейгана передало в 1987 году
28 машин ВВС США. Потом пришлось тратить 3 миллиарда долларов на устранение
недостатков этих бомбардировщиков. Как пишут Р.Виноградов и А.Пономарев в книге
«Развитие самолетов мира», пилоты боялись летать на Б-1Б, окрестив их
«летающими
ослами». Удалось ли американцам добиться своего, построив Б-1Б и истратив на это 28,5
миллиардов долларов? Снизить его видимость для радаров в 10 раз не вышло.
Крейсерская (а не максимальная) скорость оказалась всего 780 километров в час.
Поднять нагрузку до 56,7 тонн не получилось — пришлось остановиться на тридцати.
Б-1Б создавался как носитель крылатых ракет. Однако их для своей супермашины
американцы создать так и не смогли. Не пошли у них эти АЛСМ-В с дальностью боя в
2500 верст. Пришлось приспосабливать для них старые крылатые снаряды СРАМ малой
дальности. Но к 1994 году американцы постепенно лишились этого оружия — у СРАМов
истек срок годности, стало разлагаться твердое топливо в их двигателях. Так что
сегодня хваленый Б-1 может использовать лишь старые бомбы времен Второй мировой.
Как сообщил в мае 1995-го журнал «Техника — молодежи», США не смогли оборудовать
этот бомбардировщик даже оптическими бомбоприцелами, а имеющийся
радиолокационный особой точностью не отличается.
Сыграла с Б-1 злую шутку и попытка сделать его невидимкой для радиолокаторов.
Чтобы отражение радиосигнала от самолета было как можно меньше, американцы
изогнули каналы воздухозаборников двигателей Б-1. Так, чтобы импульсы радаров не
проходили по ним и не отражались от лопаток моторных турбин. В результате
невидимым он так и не стал, однако скорость потерял. На крейсерском режиме она
упала до 780 верст в час.
Далее выяснилось, что русские старые радиолокаторы,
работающие в метровом диапазоне волн и считавшиеся на Западе безнадежной
рухлядью, прекрасно засекают Б-1! И это был самый кошмарный провал США.
В общем, они со своим супербомбардировщиком крепенько сели в лужу. Потратив уйму
денег, Штаты так и не получили чудо-оружия. Выиграла, пожалуй, только фирма
«Рокуэлл», ловко облапошив голливудского шута горохового, Рейгана, и положив при
этом себе в карман миллиарды долларов от американских налогоплательщиков.
Но если американцы с грохотом провалили программу суперзвукового
бомбардировщика, то Империя сумела дать достойный, боеспособный ответ. Русская
мощь родила не знающий себе равных в мире сверхзвуковик-ракетоносец «Туполев»
-Ту-160. С изменяемой геометрией крыла.
Внешне он очень похоже на Б-1. Но он лучше, намного лучше. Туполевцы создали его
в рекордные сроки: проект одобрили в 1977 году, а уже 18 декабря 1981 года
пилот-испытатель Борис Веремей поднял первую машину в небо.
Давайте сравним Ту-160, прозванный на Западе «Блэк Джеком» («Черным валетом»), и
их Б-1. Скорость нашего на максимуме — 2200 километров в час, «ихнего» — 1270.
Дальность полета «Ту» — 12300 километров, американца — 10900 километров. Высота
полета — 15000 метров у того, и у другого. Но если американцы так и не сумели
дать своему бомбардировщику нужных крылатых ракет, то Ту-160 нес на борту
двенадцать крылатых ракет большой дальности Х-55, 24 ракеты РКВ-500Б или 22,5
тонны бомб. И коли «американец» оснащен аэробаллистическим оптическим
бомбоприцелом, то у нашего он — оптико-электронный.
Помните, как американцы решали проблему невидимости своего самолета для
локаторов, изгибая воздухозаборники двигателей и потому — проигрывая в скорости?
Туполевцы пошли иным путем — покрыв воздуховоды и компрессоры радиопоглощающими
материалами. Потому крейсерская скорость Ту-160, в отличие от «американца»,
оказалась сверхзвуковой.
Аэродинамические формы Ту-160 куда благороднее, чем у Б-1. По сравнению с нашим
самолетом, кабина последнего выступает горбом. Дело в том, что американцы решили
сделать ее отстреливаемой от самолета целиком, как спускаемый аппарат
космического корабля. У них ничего не получилось, но кабина так и осталась
горбатой.Мы же за этими новшествами не погнались, оснастив кабину
катапультируемыми креслами К-36ДМ, которые обеспечивают спасение летчика в ста
случаях из ста. А вот отделяемые кабины, которые американцы применяли на Ф-111,
в каждом третьем случае не спасали пилотов от гибели. Наши даже устроили на
борту Ту-160 мини-кухню, спальный отсек и туалет, сделав машину такой же
комфортабельной, как и американский бомбардировщик.